Авг 1 2021

Наказать Нет Помочь.

Где поставит точку новый закон?

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

На пресс-конференции посвященной новой системе надзора МЧС России обсудили новые правила проведения инспекторами государственного пожарного надзора контрольных мероприятий на объектах.

Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев разъяснил, какие изменения в области контрольной деятельности ожидают собственников и эксплуатантов зданий и сооружений с 1 июля 2021 года в связи со вступлением в силу Федерального закона № 248 -ФЗ.

Со слов главного эксперта в области надзорной деятельности новый закон значительно меняет подходы к организации и осуществлению федерального и иных видов государственного контроля. Это касается в первую очередь надзорно-профилактических мероприятий. Нововведения направлены на более эффективную работу инспекторского состава, чтобы расставить акценты там, где действительно есть вопросы по обеспечению пожарной безопасности. Например, если ранее государственный пожарный надзор проверял объект условно до 20 дней, то уже сегодня сроки определяются индивидуально в зависимости от объекта – будь то сады, школы, торговые центры, атомные станции – подход к мониторингу каждого здания и сооружения будет дифференцированным.

С 1 июля действует система управления рисками в отношении каждого конкретного объекта. В зависимости от его этажности, количества работающего персонала, групп населения и многих других характеристик у каждого объекта будут соответствующие коэффициенты, по которым он попадет в ту или иную категорию риска. К примеру, количество плановых посещений малокомплектной школы и многоэтажной, работающей в две смены, будет отличаться.

В рамках нового закона надзорные органы будут больше работать на оказание помощи хозяйствующим субъектам, так называемым собственникам зданий и сооружений. А вот внимание к арендаторам, от которых в большинстве случаев мало, что зависит и они лишь временно пользуются помещениями, снизится. Именно собственник, эксплуатант  отвечает за безопасность на своём объекте и способен, должен устранять те или иные правонарушения.

Нововведения также позволяют по-новому взглянуть на само понятие надзор. И те мероприятия, которые вчера назывались проверкой, сегодня трансформированы в профилактический визит. В основе которого лежит диалог. Главное отличие новой формы контроля от прежней не наказать, а вовремя помочь, подсказать, разъяснить все вопросы, касающиеся сферы обеспечения безопасности.

Чем ещё будет отличаться инспекционный визит от рейдового осмотра? Рейд, как правило, составляет до 10 дней, инспекционный визит должен быть проведён за 1 день. Это будут объекты умеренной и средней категории риска, объекты на которых инспектор уже был и знает их противопожарное состояние. Таким образом новый закон позволяет устанавливать разные правовые режимы и инспектор, составляя план проверок на год, сам будет определять какой правовой режим для того или иного объекта необходим.

Какие проверки объекта теперь могут проводиться без уведомления собственника? Единственный случай, который предусматривает такую возможность - это имеющаяся у надзорного органа информация о нарушениях создающих угрозу жизни и здоровью людей. Такая проверка должна быть санкционирована органами прокурорского надзора. Но и в этом случае целью является своевременно помочь собственнику всё исправить. 

С 1 августа планируется присвоить объектам одну из шести категорий риска. Более того, хозяйствующие субъекты уже сейчас смогут зайти на сайт МЧС России, где размещен калькулятор рисков, и, зная инженерно- технические и тактические характеристики своего объекта, вбить соответствующие критерии, чтобы определить свою категорию риска. Что важно, если собственник не согласен с той категорией риска, которую присвоил ему надзорный орган, он может её оспорить, потребовав снижения категории, если на то есть основания. В калькуляторе также заложены не только технические данные зданий и сооружений, но и другие критерии, связанные, например, с добросовестностью того или иного собственника: дисциплина исполнения предписаний, количество загораний (если они были) за отчетный период, правонарушения (если таковые имелись), а также за какой период были устранены. Таким образом, собственники и их технические службы понимают свою ответственность и то, что прежде всего от них самих зависит в какую категорию риска попадет их объект и могут управлять своими рисками. Основная цель такой формы самоконтроля в том, чтобы изменить укоренившееся представление «Когда придёт инспектор и погрозит пальцем, тогда я сделаю» на другую формулировку «Я понимаю всю ответственность за здоровье и жизнь людей на своём объекте и хочу создать все условия для обеспечения безопасности».

Еще одним нововведением стало то, что законодатель наделил надзорные органы правом осуществлять регистрацию тех или иных шагов в контрольно надзорном производстве, т.е. дал возможность во время проверок противопожарного состояния объектов, в том числе и торговых центров, использовать видеорегистраторы, а также вести аудиозапись для фиксации нарушений.

Новый закон создан, чтобы работать на предупреждение ЧС и оказывать помощь собственникам зданий и сооружений. В первую очередь это возможность получать консультации по вопросам перепрофилирования объектов, по изменению класса функциональной пожарной опасности. Если, к примеру, объект застрахован, то надзорный орган может составить свою конфигурацию процессов надзора таким образом, чтобы принять этот факт во внимание и понизить категорию риска. И таких опций новый закон открывает много.

__
С Уважением,
ООО "Феникс"